Языкознание - это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих законах строения и развития всех языков мира.

Языкознание – это теоретическая дисциплина, изучающая такое средство человеческого общения как язык.

Предмет языкознания - сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковых уровней, классификация языков.

Внутри языкознания выделяется общее и частное языкознание. Предмет общего языкознания - общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего яз-ия находится типологическое язык-ие, которое изучает языки в сопоставительном плане, выявляет общие закономерности их развития и функционирования. Виды частного языкознания:
Описательное (синхронное)- описывает факты языка в какой-то момент его истории;

Историческое (диахронное)- прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

Общие признаки всех языков мира:

1) язык - это достояние отдельного коллектива (народа или нации), в жизни которого он выполняет 2 основные функции - является средством познания и человеческого общения.

2) язык состоит из звуков, которые образуют слова и выражают мысли людей.

3) все языки могут получить литературную форму и стать письменными

4) в каждом языке есть грамматика

5) во всех языках есть гласные и согласные

2 Источника языкознания:

1. философия Древней Греции

2. филология Древней Индии

Филология - это наука, изучающая культуру человека по древним памятникам письменности.

Части филологии:

Лингвистика

Литературоведение

Лингвистика и литературоведение – часть языкознания.

Центральный вопрос – происхождение языка.

Филологическая традиция: Греко-римская и древнеиндийская.

Лингвистика оформляется в 19 в.

Этапы развития лингвистики:

донаучный (с 5 в до н.э. до начала 19в.) - лингвистика несамостоятельная дисциплина

научный (с нач. 19 в.) – лингвистика самостоятельная дисциплина, появляется сравнительно-историческое языкознание, (вопрос родственности языков).

Греко-римская научная традиция

Языкознание зародилось в Др. Греции в 4 в до н.э.

сначала был философский подход к языкам. Главным вопросом был о происхождении языков. Существовало 2 точки зрения:

1) язык возник по природе, явления природные являлись вечными и неизменными, от человека не зависящими. Язык дарован людям богами, высшими силами.

2) язык возник по договорённости людей.

Также был вопрос, существует ли природная, естественная связь между звучанием слова и его значением. Первые считали, что есть. Вторые считали, что это случайность.

Индийская традиция: не испытывала влияния другой, абсолютно самобытна. Традиция вызвана религиозными соображениями.

Древний литературный язык Индии – санскрит. На нем были написаны «веды» (25-15 в.). Веды - религиозные тексты, были написаны ариями 25-15 в. до н.э. (Арии - пастушьи племена в районе нынешнего Афганистана). Они разделены на 4 сборника, древнейший – «регведа». В регведах говорится, что язык создан творцом, то есть подчёркивается божественное происхождение языка. Только правильное произношение текстов обеспечивало связь с богами. Сам санскрит не был разговорным. Панскриты - разговорные языки, диалекты. Основное внимание ученые уделяли произношению (звукам). Они создали подробную классификацию звуков.

Вавилонская традиция: нет доказательств, что она существовала. Но первые словари появились в Месопотамии («глоссарии»).

Китайская традиция: практическая. необходимость упорядочивания иероглифики.

Семитская традиция. Мертвая традиция.

Связь яз-ия с др. науками.

Лингвистика связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.